В МБОУ «Березовологская ООШ» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом-психологом.
Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
- Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся может быть организовано индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;
- Вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает социальный педагог, педагог-психолог и педагог-логопед;
- Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- В соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.
В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения, здоровье которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
Для проведения практических занятий в ОУ оборудованы кабинет естествознания ( биологии, физики, химии, географии), информатики, спортивный зал, кабинет технологии (мальчики), спортивная площадка. Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
В образовательном учреждении имеется библиотека, расположенная в кабинете истории. В часы работы библиотеки кабинет служит читальным залом. Есть возможность выхода в интернет и возможность копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой. Основание - Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 N ОВ-473 07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ».
Школа обладает необходимой материально-технической базой для занятий физкультурой и спортом: пришкольная территория, в которую входят футбольная площадка, волейбольная площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь, необходимый для спортивно-оздоровительных занятий. Для занятий физической культурой инвалидов и лиц с ограниченными возможностями специально оборудованного места в спортивном зале нет. Для занятий с обучающимся с ОВЗ используется следующее оборудование:
- гимнастические коврики;
- шведская стенка;
- мячи разных размеров;
- гимнастические скамейки;
- мягкие маты;
- скакалки;
- канат;
- перекладина;
- шашки, шахматы.
Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надёжности, прочности и удобства.
В случае необходимости обучающимся могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Для обучающихся с ОВЗ организовано обучение по адаптированной программе, они обеспечены специальными учебниками.
Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
Проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом.
С целью адаптации школы к требованиям по обеспечению "безбарьерной среды" рабочей группой из числа сотрудников школы и специалистов проведено обследование объекта социальной инфраструктуры, составлен акт, разработан и утвержден «Паспорт доступности», который предусматривает поэтапный план мероприятий по адаптации и обеспечения доступности услуг для детей ОВЗ на территории МБОУ "Берёзовологская ООШ ООШ".
Конструктивные особенности здания МБОУ «Берёзовологская ООШ» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В плане мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов запланировано сооружение пандуса на главном входе, спроектированном в соответствии с требованиями доступности для инвалидов.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет оказана помощь и предоставлено сопровождающее лицо.
Здание школы одноэтажное, таким образом, учебные кабинеты, столовая, спортзал расположены на первом этаже.
В здании основной школы находится санитарно-гигиеническая комната
Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
Сотрудники образовательной организации проинструктированы о действиях при визите лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, уведомлены о необходимости оказания помощи при получении информации.
В МБОУ «Берёзовологская ООШ» созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует столовая на 18 посадочных мест. Питание организуется на основании 12-ти дневного цикличного меню, разработанного МБОУ «Берёзовологская ООШ» и согласованного с органами Роспотребнадзора. Обеденный зал оборудован столовой мебелью (столами, стульями). Столовая обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами, технологическим оборудованием. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим двухразовым питанием в дни учебных занятий за счет бюджетных средств.
Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги. Часы приема пищи установлены в соответствии с распорядком дня и расписанием учебных занятий: на трех переменах. Ведется систематический анализ состояния питания детей со стороны надзорных органов (плановые проверки и ежегодный производственный контроль), строго соблюдаются требования СанПиНа в вопросах организации горячего питания. Ученики всех классов приходят в столовую организованно с классным руководителем. Помощь в перемещении ребенка-инвалида до помещения приема пищи при необходимости оказывает назначенный приказом директора школы помощник. В школе уделяется большое внимание соблюдению режима питания, обеспечению его качества. Работает бракеражная комиссия, комиссия по питанию, родительский контроль.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья: охрана жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы школы, поэтому система безопасности находится в постоянном развитии.
Здание школы оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре, системой видеонаблюдения, организован пропускной режим. Имеется тревожно-вызывная сигнализация, представляющая собой мобильный телефон, который находится на пропускном посту. Эта сигнализация предназначена для скрытого и экстренного вызова группы немедленного реагирования. Она находится в рабочем состоянии постоянно и ежедневно проверяется сотрудниками школы, отвечающими за безопасность
Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется фельдшером ФАП д. Берёзовый Лог на основании «Соглашения о сотрудничестве муниципальной образовательной организации, имущество которой находится в муниципальной собственности Ужурского района и краевого государственного учреждения здравоохранения «Ужурская районная больница» от 01.01.2013 года. Психологическую помощь обучающимся и их родителям (законным представителям) оказывает педагог – психолог.
Социально-психологическую помощь обучающиеся и их родители (законные представители) могут получить, обратившись к социальному педагогу.
Для конструктивного решения конфликтных ситуаций в школе создана служба медиации.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог и педагог-логопед.
В МБОУ «Берёзовологская ООШ» имеет возможность предоставить доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- официальный сайт МБОУ «Берёзовологская ООШ имеет версию для слабовидящих;
- обучающиеся, в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и педагоги обеспечены бесплатным доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям во всех кабинетах школы имеется возможность доступа к образовательным ресурсам сети Интернет,
с локальной сетью WIFI, установлена контент фильтрация.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ обучающихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
Официальный сайт образовательной организации имеет формат для слабовидящих, позволяющий получить информацию о деятельности.
На сайте размещены контактные телефоны, по которым можно получить консультации.
Имеются графики консультаций.
Сотрудники образовательной организации проинструктированы о действиях при визите лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, уведомлены о необходимости оказания помощи при получении информации.
В МБОУ «Берёзовологская ООШ» имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-мультимедийные средства:
-мультимедийные проекторы;
-компьютеры, ноутбуки;
-принтеры, сканеры, графические планшеты;
- электронные книги.
Используемые электронные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающимся
- Учи.ру
- ЯндексУчебник
- learningAps
- ЦОР
Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация индивидуального обучения на дому.
При школе нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.